Общее·количество·просмотров·страницы

суббота, 5 февраля 2011 г.

Подводные камни пенсионной реформы в Украине, когда мы пойдем на заслуженный отдых?



1 февраля в Киевском отеле Русь прошла расширенная конференция для региональных журналистов по вопросам внедрения пенсионной реформы в Украине.

В обсуждении приняли участие: Вице-премьер-министр Украины по  социальным вопросам Сергей Тигипко, заместитель Председателя правления пенсионного фонда Украины Валентина Никитенко,  Наталья Горюк старший юрист по пенсионным вопросам проекта USAID «Развитие финансового сектора» (FINREP), Грег МакТаггарт, старший международный советник по пенсионным вопросам (Австралия), Василий Волга голова госкомиссии по регулированию рынку финансовых услуг.

В настоящее время активно разворачивается обсуждение в обществе, в рамках информационно-просветительской компании, вопросов внедрения пенсионной реформы в Украине.

  На семинаре было поставлено и рассмотрено несколько вопросов: Почему необходима пенсионная реформа?  Что она даст населению, бизнесу и государству?  Какие последствия можно ждать для незащищенных слоев населения, после принятия законопроекта № 7455 «Обязательная накопительная система»?

1) Очевидно то, что сегодня, экономика Украины «задыхается», причина в этом: неработающие  предприятия, снижение предпринимательской и деловой активности, сырьевой баланс экспорта, снижение инвестиционной привлекательности, коррупция и отсутствие на сегодняшний день, внятной программы экономического развития.

2) Если реально рассматривать ситуацию, то по данным госкомстата у нас в стране на 100 работников приходится 88 пенсионеров, а в 2025 году эти показатели сравняются. В данном случае, мы должны представить реальную налоговую нагрузку, на каждого работника. В данном случае даже 100 % выплаты не покрывают дефицит пенсионного фонда.

За 2010 год дефицит пенсионного фонда составил 26,6 млрд. грн. а это составляет почти 14 %  от потребности выплат пенсий. Статисты подсчитали, что женщины в Украине живут на 11 лет больше чем мужчины, после достижения пенсионного возраста, даже  придумали название – период доживания, который составил для мужчин 14, а для женщин 25 лет.

3) По мнению чиновников, большой опасностью для наполнения бюджета и социальных выплат по-прежнему остается теневая зарплата, в конвертах. В этом, государство видит угрозу экономического кризиса связанного с пенсионным коллапсом.

Для решения этих проблем, были подключены отечественные и иностранные специалисты – эксперты, которые изучили ситуацию в Украине, сравнили передовой опыт зарубежных стран.

По словам вице-премьера Сергея Тигипко,  альтернативы пенсионной  реформы сегодня нет. Государство вынужденно идет на непопулярные меры, предлагается ввести на протяжении 10 лет постепенное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, предлагается увеличить минимальный трудовой стаж с 5 до 15 лет и отменить ряд льгот.

С другой стороны, необдуманные информационные посылы, создали дополнительное напряжение в обществе, серьезно осложнили психологический климат в стране, привели к тому, что тысячи людей в страхе бросились оформлять себе пенсии, порой расставаясь с любимой работой.

Разработчики пенсионной реформы сначала внесли законопроект в Верховную Раду, затем имитировали всенародное обсуждение, а теперь отозвали документ из парламента.

Согласно законопроекта № 7455 предлагается ввести трехуровневую систему пенсионных сборов:
- Солидарная
- Обязательная накопительная
- Система негосударственных пенсионных фондов

По словам чиновников, трехуровневая пенсионная система позволит распределить между тремя ее составляющими риски, связанные с изменениями в демографической ситуации (солидарная система). С колебаниями в экономике и на рынке капиталов (что больше касается накопительной системы). Такое распределение рисков позволит сделать пенсионную систему, финансово сбалансированной и устойчивой,  застрахует средства работников после выхода на пенсию и станет выгодной для них.

I Уровень - солидарная пенсионная система, основанная на количестве лет страхового стажа и на размере заработной платы, с которой уплачены взносы в течение трудовой карьеры;

II Уровень - обязательная накопительная система, базирующаяся на инвестировании части пенсионных взносов, учтенных на индивидуальных накопительных пенсионных счетах застрахованных лиц. Причем планируется ввести второй уровень с 1 января 2013 года.  
Предполагается, что 8 миллионов человек в возрасте до 35 лет могут стать участниками II Уровня.
(Хотя так и осталось непонятным, сколько будут удерживать с каждого работника, как эти средства будут использоваться в экономике, контролироваться и сколько человек получит денег на руки после выхода на заслуженный отдых?)

 III Уровень – дополнительная, добровольная пенсионная система, взносы в которую уплачиваются работодателями и / или физическими лицами. Она будет формироваться из системы негосударственных пенсионных фондов.  Эта система уже работает с 2004 года, на конец 2010 года в Украине было уже 102 негосударственного пенсионного фонда.  

Все эксперты сошлись во мнении, что эффективность реформ, может обеспечить, только экономически развивающиеся система. Сергей Тигипко подчеркнул, что для целесообразности реформ нужны инвестиции в стратегические отрасли экономики.
В Украине  уже на протяжении 5 лет сохраняется постоянное число работающих граждан 13 млн. 700 тыс.,  по словам Сергея Тигипко в Украине необходимо увеличивать количество трудовых ресурсов,  то есть, ликвидировать массовую безработицу. 

 Задачи и цели пенсионной реформы:
- Повысить уровень жизни пенсионеров;
- Установить зависимость размеров пенсий от величины заработка и трудового стажа;
- Обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы;
- Поощрить граждан к сбережению средств на старость;
- Создать эффективную и более действенную систему административного управления в пенсионном обеспечении.

Очевидно одно, что бы обеспечить нас большими пенсиями завтра, надо получать большие зарплаты сегодня, к сожалению в настоящее время,  для государства это остается неразрешимой задачей. Пока предприятия не заработают, не развернется экономика,  «перетягивание» короткого одеяла с головы на ноги не спасет от холода.

 Основной задачей Проекта USAID,  FINREP, является оказание помощи правительству Украины для успешного внедрения именно II уровня. Такая помощь будет состоять из разъяснений по законодательным вопросам.



Комментариев нет:

Отправить комментарий